От щедрот

Audi Q7 – наверное самый нетипичный автомобиль из всей линейки ингольштадтских моделей всех времен. «Властелины колец» никогда ранее не выпускали внедорожников, и Q7 недалеко ушел от привычных седанов и универсалов. Основное отличие – семиместный салон и регулируемый с помощью пневмоподвески в широком диапазоне дорожный просвет. Ни пониженного ряда трансмиссии, ни каких-либо внедорожных опций здесь нет, просто большой полноприводный универсал, оснащенный отлично зарекомендовавшей себя системой полного привода Quattro.

Облик скорее кроссовера, чем внедорожника, сложно назвать гармоничным, однако полная узнаваемость очевидна. Передок машины очень выразителен и стремителен, возможно, он даже лучше, чем на младшем Allroad, но на проработке задней части кузова вдохновение явно покинуло дизайнеров, и корма вышла тяжелой и неуклюжей: здесь нет ни грации, ни динамичности, ни эстетики – как вышло, так вышло. Зато интерьер – плоть от плоти Audi, качество материалов и уют выше всяких похвал, все выверено, логично и предельно удобно. И, что приятно, прослеживается полная преемственность стиля, посадки и компоновки на протяжении десятилетий. Человек, ездивший на старых машинах начала восьмидесятых годов, в Q7 почувствует себя как дома, где все привычно и обжито.

Отдельной похвалы заслуживает мультимедийная система MMI, по сей день, наверное, самая логичная и дружелюбная из себе подобных.

С первого взгляда простора для ног задних пассажиров предостаточно, однако, когда я при росте 190 см сажусь сам за собой, запас на уровне коленей не превышает и сантиметра. К тому же и посадка не самая удобная. Забраться же на третий ряд – смогут лишь дети, да и то весьма худосочные. А задвинуть после посадки впередистоящее кресло без защемления нижних конечностей и вовсе нельзя.

Audi Q7. Фото Андрея Саакяна с сайта automobili.ru.

В движении Audi спутать с кем-то из конкурентов невозможно: отличная курсовая устойчивость и тонкий балланс между плотностью подвески и плавностью хода. И лишь искушенный сможет заметить легкую вертикальную раскачку, не свойственную марке. Видимо, это явление – легкий реверанс в сторону рынка Нового света, на который и ориентирована Q7. Кстати, на нашем тесте побывал вариант с дизельным двигателем 3.0 TDI, который хоть и не самый быстрый в линейке моторов, но наделяет тяжелый внедорожник хорошей динамикой и радует скромным аппетитом.

К качеству асфальта Audi практически равнодушен, и если что-то и проникает в салон, то лишь благодаря низкопрофильным шинам, натянутым на роскошные 20-дюймовые диски.

Audi Q7. Фото Андрея Саакяна с сайта automobili.ru.

Багажный отсек при сложенном третьем ряде сидений очень велик, но в шестиместном варианте поклажи влезет совсем не много – не больше, чем в среднестатистический хэтчбек гольф-класса. Кстати, Q7 – единственная модель Audi, у которой система стабилизации не отключается полностью, что красноречиво говорит о курсе на безопасность.

Дороги дороги

BMW X5 – имя нарицательное, символ целого класса спортивных кроссоверов, без преувеличения культовый автомобиль современной эпохи. Глядя на выверенный, граненый силуэт машины, моментально заряжаешься драйверской энергией. Здесь не найти лишних линий, элементов декора, бесполезных штрихов, все подчинено одному ему, Богу Скорости.

BMW X5. Фото Андрея Саакяна с сайта automobili.ru.

Интерьер даже еще более лаконичен, чем экстерьер, но в целом можно говорить об отличной общей гармонии. Минимум сложных линий, каждая деталь проработана с ювелирной точностью – ни к материалам, ни к зазорам панелей не придраться. А джойстик селектора АКПП – буквально произведение искусства! И пусть пользоваться им не сильно удобно, да и информативности недостает – вроде рычагом-то двинул, а передача не включилась...

Кнопок и переключателей на центральной консоли минимум, все, что можно было убрать – спрятано в мультимедийную систему I-Drive. Алгоритм пользования электронным интеллектом BMW не самый простой, однако если заочно окончить курсы программистов, то мудреную науку вполне по силам освоить не только хозяину чудо-автомобиля, но даже наемному водителю.

Простором на задних сиденьях X5 не балует, однако в целом кресла удобные и можно без затруднений отправляться в дальние пробеги. Третий ряд сидений лучше держать сложенным – багажный отсек благодаря этому сильно выигрывает. Впрочем, не в семейных ценностях основной конек BMW, здесь правит бал водитель, а все остальные участники поездки – лишь случайные попутчики.

BMW X5. Фото Андрея Саакяна с сайта automobili.ru.

Управление X5 доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Рафинированные, выверенные до мелочей повадки, прозрачное, информативное рулевое управление… Автомобиль пишет повороты как по лекалу, четко следуя за взглядом ведущего. Такая благодать сохраняется на любом покрытии, при условии, что оно идеальное… Выбоины, кочки и прочие издержки работы дорожников машина не переносит на дух и щедро одаривает неприкрытыми пробоями подвески и содроганиями кузова. Одно успокаивает: ни скрипов, ни дребезжания, чем грешит, например, Porsche Cayenne. Мало того, рулевое управление честно докладывает водителю о колейности, разности в коэффициентах сцепления под колесами, и столь глубокое общение с автомобилем так выматывает, что после путешествия на Селигер и обратно выходишь, как после настоящего гоночного марафона, хотя злоупотребить скоростью на маршруте практически невозможно.

Вепрь

Porsche Cayenne – безусловный хит последних лет. Имея одни корни с «народным» Volkswagen Touareg, первое время публика неохотно принимала внедорожную модель легендарного производителя суперкаров. Когда же поклонники жанра распробовали этот коктейль скорости, проходимости и шика, популярность не заставила себя долго ждать.

Porsche Cayenne Turbo. Фото Андрея Саакяна с сайта automobili.ru.

Автомобильная кооперация и унификация чаще всего дают спорные плоды, ведь основным «скелетом» машины становится не конструкторская мысль, а финансово-маркетинговая составляющая. И в Porsche параллели с Touareg прослеживаются куда отчетливее, чем переклички с классическими легковыми моделями. Когда рядом с Cayenne стоит 911-й, сразу становится ясно, кто из них настоящий «Порш», а кто лишь носитель духа легенды. Это касается не только внешности, но и интерьера. Сразу понимаешь, что спорткар – плод многолетней эволюции, а внедорожник всего лишь надевает маски и принимает красивые позы.

Когда же поворачиваешь ключ зажигания, все эти материальные наблюдения уходят на второй план. Под нами не просто Cayenne, а Cayenne Turbo, под капотом которого скрываются пять сотен «лошадей» с мини-хвостиком. Цифра 500,5 л.с. в техпаспорте вызывает невольное умиление хваленой немецкой точностью.

Тесно ли в Porsche сзади? Поместится ли трое взрослых? Большой или нет багажник? Всеми этими вопросами задаешься далеко не в первую очередь. Когда попадаешь за руль, не остается ничего более интересного и важного, чем управление разгоном, стремительный «ракетный» старт. Это гвоздь программы, то, ради чего и стоит покупать «заряженный» Cayenne. Если по плавности хода, четкости рулевого управления, управляемости и комфорту в нашем тесте можно найти и более рафинированные машины, то по скорости «выстрела» с места конкурентов нет и быть не может. Разгоном до «сотни» в наше время уже никого не удивишь, потому наиболее впечатляет ускорение, скажем, после 160 км/ч, которое остается очень энергичным. Возвращаясь же к бытовым характеристикам, стоит признать, что пассажирам сзади тесновато, третий ряд сидений недоступен даже в качестве опции, а багажник при этом все равно не поражает полезным объемом. Не самый практичный автомобиль с хозяйственной точки зрения.

Тестовый экземпляр нам достался на роскошных 21'' дисках, придающих машине немало шарма, но являющихся все-таки излишеством для российской действительности. Повредить супернизкопрофильную покрышку – пара пустяков, а замена обойдется примерно в 22 тыс. руб. с учетом стоимости шиномонтажа.

Porsche Cayenne Turbo. Фото Андрея Саакяна с сайта automobili.ru.

К сожалению, внедорожник не может похвастаться ни плавностью хода, ни курсовой устойчивостью. Особенно некомфортен разгон на полном дросселе при выраженной колейности асфальта. Машину удержать в рамках полосы не просто, требуется недюжинное напряжение и концентрация. Зато к тормозам претензий нет: трехтонный аппарат оса-живается одинаково эффективно и при однократном торможении, и при серии замедлений, что подчеркивает отсутствие склонности к перегревам.

Эксцентрик

R-class – один из самых противоречивых автомобилей в нашем тесте, здесь все «неправильно», непривычно. Начиная с дизайна, не похожего ни на что. Это и не внедорожник, и не универсал, и не минивэн. Это R-class. Но Бог с ним, с дизайном, – Mercedes обязан поражать салоном, это его родословный знак. А вот здесь-то и возникает разочарование. Как и все последние модели с трехлучевой звездой, «Эрка» лишена фешенебельности и откровенной роскоши. Нет, конечно, это не минимализм BMW, но все-таки ожидаешь чего-то большего. Та же Audi Q7 существенно выигрывает и по качеству материалов, и по уровню проработки мелочей. В Mercedes соседствует «кирзовая» кожа с шагреневым пластиком, неравномерными зазорами и… отклеивающимися пластиковыми вставками. Ну да ладно, можно и подклеить по гарантии, ведь с простором в салоне не поспорит никто из одноклассников, да и вообще, на память не приходит ни один автомобиль, где на двух задних рядах сидений одинаково вольготно могут расположиться четверо пассажиров, при том, что со второго на третий ряд можно перейти, не выходя из автомобиля!

Mercedes-Benz R class. Фото Андрея Саакяна с сайта automobili.ru.

При более тесном общении с автомобилем вызывает уважение проработка мелочей. Например, R350 – единственный автомобиль в тесте, у которого шторка, прикрывающая багажный отсек от любопытных глаз, одинаково применима как при двухрядном салоне, так и при полностью разложенных креслах, чему служат специальные удлинители, аккуратно вложенные в подстаканники. А каков здесь багажный отсек при сложенном третьем ряде сидений! Можно возить детские коляски многодетного семейства, и забыть, куда они завалились меж воскресных покупок! Эргономика также хороша: приятный руль, четкие, читаемые приборы, и отличительная черта Mercedes последних лет – подрулевая «кочерга» селектора «автомата», пожалуй, самая удобная и логичная в автомобильном мире. Всего два положения – вперед и назад, разделенных нейтралью. Кнопка же в торце рычага переводит АКПП в паркинг. Все элементарное – просто. У BMW тот же алгоритм «джойстика», но рычаг на привычном месте, а это не так удобно. После дня езды на Mercedes начинаешь переключать передачи «дворниками» на всех других автомобилях, и инстинкт сохраняется очень и очень долго!

Mercedes-Benz R class. Фото Андрея Саакяна с сайта automobili.ru.

Но не все так идеально, как кажется на первый взгляд, иначе бы R-классы заполонили всю Россию уже давным-давно. Сильно отбивает желание ездить на таком автомобиле неудачная продольная регулировка сиденья. Пассажирам все, а тебе ничего! Истинно лимузинное ущемление прав водителя...

Потомок викингов

В чувстве стиля шведам не откажешь. Volvo XC90 выпускается уже много лет, но по сей день язык не повернется назвать его внешность устаревшей. Благодаря продуманной ценовой политики и бренду, ассоциирующийся с премиум-сегментом кроссовер сохраняет свою популярность. Интерьер выполнен на очень высоком уровне, без провалов, и смотрится вполне презентабельно даже на фоне Mercedes R-класса. На нашем тесте побывал автомобиль в исполнении Inscription с элегантнейшим салоном комбинированной кремовой и серой кожи, богато «нафаршированный» всевозможными опциями, включая мониторы развлекательной системы в подголовниках передних сидений.

Volvo XC90. Фото Андрея Саакяна с сайта automobili.ru.

Эргономика водительского места прекрасна, особо стоит отметить простор в ширину: дверь не подпирает слева, и крупные люди не будут чувствовать себя стесненными. Все органы управления под рукой, дизайн в каждой кнопочке. А вот задним пассажирам места явно недостаточно, усесться самому за собой у меня получилось с трудом, двигающийся на салазках задний диван не спасает положение и может лишь сузить место для ног, но никак не увеличить. Понятно, что эта жертва принесена ради жилого пространства для пассажиров третьего ряда, который втиснут в достаточно компактный кроссовер. На «галерке» тесно даже детям, а взрослый человек не поместится и в одиночку. В общем, за ненадобностью, а точнее бесполезностью, третий ряд кресел лучше сразу сложить и навсегда про него забыть, чтобы не скрадывался полезный объем багажного отсека, а хозяйственная часть у Volvo достаточно велика.

Пока асфальт хороший, подвеска XC90 работает очень гармонично, настраивая на спокойную и размеренную езду. Судя по характеру машины, легендарная безопасность Volvo складывается не только из хитроумной конструкции, подушек безопасности и сминаемых зон. Бензиновый мотор 3,2 л имеет очень ровную характеристику, без всплесков и подхватов, огонька нет совершенно. Правда, турбированные версии, существующие в модельном ряду, обладают более задорным темпераментом.

Складывающийся облик совершенного кроссовера живет и процветает лишь в парниковых условиях отличных дорог и спокойного движения. На разбитом асфальте, бетонке или грунтовке тут же всплывает несовершенство настройки подвески. Сразу обращают на себя внимание сильные крены в поворотах, заставляющие сбрасывать скорость перед маневрами. Гулкие удары на глубоких ямах свидетельствуют о недостаточной энергоемкости подвески, а заметная раскачка кузова говорит о ее излишней мягкости. К сожалению, такая расслабленность не наделила XC90 талантом прятать в недрах упругих элементов отголоски неровностей земной поверхности. В общем, купили Volvo – ведите себя прилично.

Volvo XC90. Фото Андрея Саакяна с сайта automobili.ru.

РЕЗЮМЕ

Подводить черту под таким неравноценным сравнением особенно сложно, ведь разница между машинами лежит уже не на уровне деталей, а затрагивает широкий диапазон концепций и покупательских приоритетов. А потому, оставим такие показатели, как удобство салона и дизайн на ваше усмотрение, и взвесим представленные автомобили сугубо с точки зрения адекватности российским условиям и их универсальности, ведь для большинства покупателей машин данного класса практическая сторона является самой главной. На наш взгляд, Audi Q7 обладает наиболее широким и сбалансированным набором преимуществ без очевидных провалов. На этом автомобиле легко передвигаться и в городе, и на трассе, и даже при необходимости можно съехать и с асфальта. На Porsche Cayenne также можно летать по грунтовкам и штурмовать косогоры, однако его стихия, учитывая огромный мощностной потенциал, – скоростные междугородние марафоны. При том, автомобиль абсолютно не требует от владельца компромиссов. Cayenne очень удобен в эксплуатации, достаточно экономичен, позволяет ездить неспешно и не жертвовать комфортом, разве что до игры на равных с оппонентами не достает третьего ряда кресел. Отличный автомобиль, о чем говорит и самый весомый ценник, откатывающий спорткар на вторую позицию.

Образцом выверенности стиля и отточенности водительских повадок можно назвать BMW X5. Быть бы ему царем горы, если бы не явная неприспособленность к российским дорогам и тесноватый для пассажиров салон. Законное третье место. Схожие проблемы характерны и для Volvo XC90, с тем лишь отличием, что управляемостью «швед» не блещет ни в каких дорожных условиях, а простора в салоне меньше, чем у любого из соперников в данном тесте. В активе же прекрасный стиль и невысокая на общем фоне стоимость кроссовера.

Замыкает наш хит-парад Mercedes R350, который мы так и не поняли до конца. Слишком уж это «нишевый» автомобиль, а потому если вам пришелся по нраву удивительно просторный интерьер «Эрки», то этот автомобиль – безусловный победитель, ведь поспорить с ним по данному показателю не может никто. Только не забывайте, что водитель в Mercedes должен быть обязательно наемным и не очень крупным, иначе придется ему покупать молоко за вредность…

1 Место

AUDI Q7

Плюс: Плавность хода, Качественный салон, Отточенная управляемость.

Минус: Тесен для задних пассажиров.

2 МЕСТО

PORSCHE Cayenne

Плюс: Сумасшедшая динамика, Высокая проходимость, Экономичность.

Минус: Курсовая устойчивость, Низкопрофильные шины, Высокая цена.

3 МЕСТО

BMW X5

Плюс: Качественный интерьер, Отличная управляемость на ровном асфальте.

Минус: Не переносит плохих дорог.

4 МЕСТО

VOLVO XC90

Плюс: Солидный интерьер, Замечательный стиль.

Минус: Крены и раскачка, Тесно тем, кто сзади.

5 МЕСТО

MERCEDES-BENZ R350

Плюс: Простор для задних пассажиров.

Минус: Простоватый салон, Тесное водительское место.

Текст: Алексей Мочалов.